Философия музыки Пифагора.
Мэнли Холл Пишет «В высшей степени
вероятно, что греческие посвященные получили свое знание о философских и
терапевтических аспектах музыки от египтян, которые в свою очередь,
рассматривали Гермеса как основателя искусств. Согласно легенде, этот бог
сконструировал первую лиру, натянув струны на панцирь черепахи. Платон,
описывая эти античные искусства египтян, говорит, что песни и поэзия
существовали у египтян в течение по крайней мере десяти тысяч лет и что они
были такой возвышенной и одухотворенной природы, что только боги и богоподобные
люди могли сочинить их»
Пифагор, получив основные сведения о
божественной теории музыки от жрецов различных мистерий, в которые он был
инициирован, провел несколько лет в размышлениях над законами, управляющими
созвучием и диссонансом. Пифагор утвердил музыку как точную науку и применил
найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам природы, включая
отношения между планетами, созвездиями и элементами.
Пифагор осознавал глубочайшее воздействие
музыки на чувства и эмоции, а также на тело и ум человека.
Он утверждал, что душа очищается от
невежества торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире.
Исследуя терапевтическое значение гармонии, Пифагор открыл семь ключей, греческой
системы музыки, которые имеют силу возбуждения различных эмоций.
Сохранилась такая история: «Как-то
Пифагор наблюдая за звездами, увидел молодого человека, который ломился в
дом своей подруги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь
дом. Ярость молодого человека подчеркивалась игрой флейтиста, который был
недалеко от того места и играл возбуждающую фригидную мелодию. Пифагор убедил
музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную, после чего опьяненный
молодой человек собрал свой хворост, приготовленный для пожара, и ретировался
домой».
Сохранилась также история о том, что
Эмпидокл, ученик Пифагора, быстро изменив модус музыкальной композиции спас
жизнь своему хозяину Анхиту, когда тому угрожал мечом сын человека,
приговоренного Анхитом к публичному наказанию.
Пифагор лечил многие болезни духа, души
и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии
больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифагор
начинал и кончал день пением: утром для того чтобы очистить ум ото сна и
возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и
настроить на отдых.
В весеннее равноденствие Пифагор собирал
своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хором и
аккомпанируя на лире.
Терапевтическая музыка Пифагора
описывалась Ямвлихом таким образом: И некоторые мелодии были выдуманы для того
чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала
себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии
использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души.
Пифагорейцы верили, что все, что
существует имеет голос и что все создания вечно поют хвалу Создателю. Человек
не смог удержать в себе эти мелодии, потому что душа его запуталась, а иллюзии
материального существования. Когда он освободит себя от бремени низшего мира с
его ограничениями чувственным восприятием, музыка сфер опять зазвучит, как в
золотой век.
Комментариев нет:
Отправить комментарий