Уроки
пения
" - Жень, а как ты считаешь, когда люди поют?
- Когда нет ни слуха, ни голоса?
- Нет, люди поют, когда они счастливы…
(«Ирония судьбы, или с легким паром!»)"
Если пение - сплошное удовольствие, и
доступно всем, почему же тогда урок музыки в школе не становится у всех и
всегда любимым предметом? Почему бывает трудно попадать в ноты, сохранять темп
и ритм, даже просто издавать звуки? - Когда нет ни слуха, ни голоса?
- Нет, люди поют, когда они счастливы…
(«Ирония судьбы, или с легким паром!»)"
Во-первых, звуковое пространство города, далекое от природного, деструктивно действует на аудиальные возможности человека. Сам слух городского ребенка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым фоном являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребенок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, как он это делает, перенимая традиционные певческие приемы.
Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным любое непосредственное выражение (кроме матерного) своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать»: не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками! Или в общественном транспорте: такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято, как личное оскорбление.
А после того, как ребенку чуть ли не с младенчества запрещали «самовыражаться» при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему прозвучать в природной полноте.
В результате возникает некий перекос, и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на сто процентов возможности своего тела и разума.
Но то, что вы в течение долгого времени не использовали в полной мере свой голос, этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, это не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и – учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить голосовую мускулатуру, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.
Нет никаких физиологических предпосылок к тому, чтобы некая часть человечества оказалась обделенной музыкальным слухом. Как и нет принципиальной разницы между обычным слухом и слухом музыкальным, обычным голосом и голосом певческим. Если ты способен слышать и воспроизводить звуки речи, значит и музыкальные звуки тебе доступны. Когда мы говорим об отсутствии слуха, речь идет, на самом деле, о нарушении координации слуха и голоса. А когда говорим «нет голоса», это значит, что нет координации тела и голоса. Есть ли надежда восстановить эту координацию. Без сомненья – есть. Мало того, есть необходимость: в противном случае мы умываем руки и смиряемся с тем, что наши дети останутся «аудиальными калеками».
Пению невозможно научится ни по учебнику, ни по инструкции, но все же существуют общие принципы, используя которые многие люди «обрели голос».
Первой принцип - включение в голосовые упражнения всех сенсорных систем, прежде всего кинестетической и визуальной. Тогда аудиальная система, слух и голос, в упражнениях «подтягивается» вслед за другими. В голосовых упражнениях важно использовать активное движение и зрительные образы, видимые и воображаемые.
Второй принцип - игровой. В игре пробуждается индивидуальная творческая сила и мощь коллективного бессознательного. В условиях групповой игры легко сметаются барьеры, которые кажутся непреодолимыми в формате обычного урока. Волшебное «кабудтоеслибы» снимает зажимы, включает воображение и мышечный тонус, раскрывает артистические способности.
Третий принцип - «утилизация» уже имеющихся навыков. Важно уверить детей в том, что они, в общем-то, уже все умеют. Приятное открытие, вроде того, что сделал мольеровский г-н Журден (что, он, оказывается, всю жизнь говорил прозой!). Можно показать, как в пение превращается звукоподражание – мычанию коровы, волчьему вою или звуку трубы. Как музыкой может стать детская считалка или дразнилка. Каким красивым звуком может стать обычная зевота или крик «Ленка – выйди!». Используя эти принципы, вы не только сделаете уроки пения интересными и продуктивными, но и откроете детям доступ к собственным способностям, и, кроме того, дадите им возможность «переключения», снятия стресса от учебной нагрузки. Если вы «сотрудничаете» с детьми, они сами подскажут вам упражнения для уроков.
Вот несколько примеров таких упражнений.
***
Мы слышим не только ушами и звучим не одними лишь голосовыми связками: резонирует и звучит все наше тело. Шаляпин говорил, что «поет пятками», и это не было метафорой. Непременное условие свободного голоса и «настроенного» слуха это свободное настроенное тело. Поэтому занятия пением надо начинать с разминки (например, с упражнений по системе Кристин Линклэйтер или с гимнастики Стрельниковой).
***
Прекрасно тонизирует и «включает» тело групповая ритмическая настройка, при условии, что в качестве «ударных инструментов» мы используем руки, ноги, язык. К стукам и хлопкам здорово подключить хоровую декламацию: например, считалочку или одну из игр «в ладушки», которые и сейчас популярны у детей. Вроде этой:
Дзуба-дзуба-дзуба-дзуба
дзуба дэ а доми нэ
А шарли буба раз-два-три
А шарли буба раз-два-три
А шарли буба, буба, буба, буба-аааааааааа.
А дони мэ раз-два-три
А шарли вэ раз-два-три
Ами раз-два-три
Замри раз-два-три
Эни-бени-рики-таки
буль-буль-буль караки шмаки
Эус бэус космодэус бац.
Во время такой игры, когда дети, скандируя, хлопают друг друга по ладошкам разными способами, развивается и закрепляется связь жеста, ритма и звучащего слова (речь – нараспев). В эту игру можно играть «на вылет», постепенно наращивая темп: кто первый собьется, тот «вылетает».
***
Для координации тела и голоса, надо, прежде всего, научить голос подниматься и опускаться по нашему желанию. Самое простое упражнения для этого – «Маляр».
Кисть руки – это кисточка, которой мы красим забор. Каждый взмах кисти озвучиваем, произнося: «вверх – вниз», - соотнося подъемы и падения голоса с плавным движением руки. Сначала красим небольшой участок забора, на уровне груди. Обязательно следим за движением кисти глазами (иначе раскрасим что-нибудь не то). Увеличиваем амплитуду движения руки (большая кисть, от локтя до кончика пальцев), одновременно, расширяется диапазон голоса. Стараемся, чтобы голос двигался плавно, без скачков (иначе на заборе останутся незакрашенные участки). И снова увеличиваем амплитуду, вся рука, от плеча – это кисть; красим забор от пола до потолка, не отрывая взгляда от кончика кисти, - от пальцев. Ввеееерх – вниииииз!!! С помощью этого упражнения мы налаживаем первичную связь между голосом (слухом), взглядом и жестом, восстанавливая аудиальную систему, за счет синестезии с визуальной и кинестетической.
Когда подъемы и падения голоса будут легко координироваться с движением и взглядом, можно усложнить упражнение. Маляр превратится в художника, и при помощи звука сможет нарисовать целую картину: например, украсить класс «морским пейзажем». «Художники» могут творить парами, добавляя к рисунку новые детали. Важно, чтобы «полотно» было, как можно больше: тогда жест будет шире и свободней, взгляд будет охватывать большое пространство, а голос приобретет полётность.
***
Резонансную настройку слуха легче начинать с унисона: попадания в один тон. Многие люди, считающие, что у них нет слуха, прекрасно настраивают гитару «по биениям». Такие же «биения», резонанс, ощущаются и когда два или больше голосов звучат на одной частоте. Когда так происходит, то это ощущается не только на уровне слуха, но и всем телом, - ошибиться невозможно. Если, при работе в паре, первый человек держит один тон, то второй, медленно поднимая и опуская голос (как в упражнении «Маляр»), достигая нужного тона, попадает с первым в унисон. Этот момент настолько же ярок, как вспыхнувший свет, когда мы «попадаем» вилкой в розетку. Если это упражнение легко дается, то первый человек начинает произвольно менять тон, а второй «попадает» в унисон на разной высоте. Часто в хорах и ансамблях бывает очень трудно достичь унисона, хотя каждый по отдельности поет чисто. Это психологическая проблема. Современному человеку (и дети не исключение) необходимо каждое мгновение ощущать свою обособленность от других. А в резонансе, как бы громко ты ни звучал, ты перестаешь себя слышать: слышишь не себя и не соседа, а ваш общий звук, многократно умноженный силой резонанса. Но когда психологический барьер преодолен, ощущение резонанса – навсегда остается в телесной памяти, как феноменальное, ни с чем не сравнимое удовольствие.
При понимании общего принципа сенсомоторного восстановления слуха и голоса, нет никаких ограничений для фантазии, для новых упражнений и игр, в которые интересно играть и детям и взрослым.
Но главное, это то, что в результате мы получаем чудесный приз – свой собственный голос, музыкальный и коммуникативный инструмент, необходимый нам и для телесного здоровья, и для личностной целостности.
Как хорошо, как хорошо!
Какое совпадение!
Нашелся к шарику горшок
И хвост ко дню рождения!
Тина Георгиевская
психолог, голосовой тренер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий